Устройство мембранного бака, обслуживание и ремонт ГА
ГА как и любое оборудование требует технического обслуживания, а иногда и ремонта. Как определить тот момент, когда пришло время обслуживать бак?
Техническое обслуживание в процессе эксплуатации
Прежде всего, указывает изменения в работе насоса. Он начал чаше включатся, и меньше времени работать после закрытия всех кранов или отключаться сразу же после закрытия крана. Данные проблемы указывают на то, что в ГА в воздушной полости уменьшилось давление или воздуха нет совсем. Для проверки давления воздуха, необходим манометр (подойдет автомобильный). Чтобы измерить давление в ГА нужно отключить насос или станцию из сети питания. Очень важно!!! сбросить давление в системе водоснабжения, открыв ближайший кран разбора воды, и только после сброса давления в системе водоснабжения можно померить давление воздуха.
Снимаем защитную крышку и подключаем к ниппелю манометр. Измеренное давление должно соответствовать значению, указанному на фирменной табличке, прикрепленной к баку. Если давления воздуха нет или давление меньше, чем указано на фирменной табличке, то необходимо с помощью насоса или компрессора, подкачать давление до указанного значения. Следует обратить внимание на то, что при закачивании воздуха кран разбора воды должен быть открыт или сам бак необходимо отсоединить от системы водоснабжения. Если эту процедуру не сделать, то воздух в бак закачать не получится, так как вода находящаяся внутри бака в отличии от воздуха не сжимается. В процессе закачки воздуха из резиновой груши (мембраны) ГА будет вытесняться вода. После этого давление в воздушной камере необходимо отрегулировать в зависимости от давления включения насоса. Об устройстве, регулировке давления в воздушной полости и монтаже . Необходимо помнить, что давление воздуха в ГА всегда должно быть меньше, чем нижнее давление включения, заданное на реле. Это необходимо для того, чтобы увеличить срок службы мембраны. Если давление воздуха будет больше, то вся вода, находящаяся в мембране, вытеснение с ГА и произойдет резкое сворачивание мембраны в плоский лист. Края, мембраны сильно сгибаются. Чем больше разница давлений между воздухом и водой, тем в более тяжелых условиях находится резиновая мембрана. Постоянное резкое или даже медленное сжимание мембраны, очень губительно для резины. Чтобы такого не происходило, мембрана должна постоянно находиться с водой
Возникает резонный вопрос, а куда делся воздух, который был в ГА. Все просто, воздух закачивается в металлический корпус бака и со временем в процессе эксплуатации на соединениях (фланце и ниппеле) появляются не плотности, через которые воздух просачиваться. Давление воздуха в баке постепенно снижается. Изначально в гидроаккумуляторы на заводе изготовителе закачиваются азот. Если в бак закачать воздух, то в воздухе есть определенный процент кислорода (21%), со временем кислород начинает просачиваться через мембрану и давление в воздушной полости уменьшается. Давление воздуха в ГА необходимо контролировать раз в полгода. Если появилась тенденция к тому, что давление постоянно уменьшается, то следует проверить бак на утечки. Места соединений нужно обмылить мыльным раствором. Затем в зависимости от места утечки необходимо подтянуть болты на фланце или гайку на ниппеле.
• При эксплуатации гидроаккумулятора, для увеличения его срока службы, необходимо проводить следующие проверки: Раз в месяц проверять давление включения и выключения насоса, на соответствие заданным значениям, установленным при настройке.
• Каждые шесть месяцев эксплуатации необходимо проверять гидроаккумулятор на наличие внешних повреждений, коррозии, вмятин и подтеканий. При обнаружении внешних повреждений нужно установить и устранить причину их возникновения.
• Каждые шесть месяцев эксплуатации проверять давление в воздушной полости, на соответствие заданному значению.
• Каждые шесть месяцев эксплуатации проверять целостность мембраны и при выявлении её повреждения, произвести замену.
• При длительном хранении гидроаккумулятора, с него надо слить воду и поместить в сухое помещение.
Ремонт гидроаккумуляторов
К ремонту ГА относится замена мембраны. Многие могут задать вопрос, а как определить, что мембрана вышла из строя. Определить эту неисправность довольно просто, для этого нужно снять защитную крышку с ниппеля. С помощью спички или отвертки надавить на золотник и если с ниппеля вместо воздуха полилась вода или воздух выходит вместе с водой, значит, мембрана порвалась. Причины, по которым мембрана выходит из строя:
• Отсутствие воздуха в ГА. При таком режиме эксплуатации, мембрана очень сильно растягивается и начинает касаться стенок металлического корпуса ГА. Корпус бака состоит из двух частей сваренных на средине. Внутренняя часть шва очень часто имеет шероховатости и заусеницы. Об них и происходит прокол или порыв мембраны.
• Естественный износ. В процессе эксплуатации мембрана постоянно находится в движении, то расширяется, то сжимается. Резина постепенно теряет свою эластичность и стареет.
Заменять мембрану в баке дело совсем не трудное. Для начала необходимо выключить насос, который используется совместно с баком или станцию от сети электрического питания. Сбросить давление в системе водоснабжения, открыть ближайший кран для разбора вод. Затем отсоединит гибкий шланг, при помощи которого ГА соединен с системой водоснабжения. Гидроаккумулятор в разобранном виде.
ГА в разобранном виде
При помощи гаечного ключа, откручиваем шесть болтов с фланца , который крепит мембрану. В процессе демонтажа фланца, нужно быть готовым к тому, что из бака потечет вода. Вытащить порванную мембрану с корпуса и помыть корпус изнутри от накопившейся там ржавчины и отложений. Затем его нужно просушить. После сушки можно приступать к сборке ГА. Установить новую мембрану и при помощи болтов прикручиваем фланец. Герметик применять при сборке бака не требуется. Сама мембрана является уплотнителем для фланца, а болты центруют мембрану. Болты следует затягивать равномерно и не прикладывать больших усилий, чтобы не сорвать резьбу в корпусе ГА. Затем при помощи компрессора или насоса закачать давление воздуха до требуемого значения. Проверить соединения на утечки воздуха и ГА готов к дальнейшей эксплуатации.
В моей практике были случаи, когда присоединительный фланец в ГА несмотря на защитное покрытие насквозь проржавел. Чаще всего это происходит из-за качества воды. Покупать новый ГА при таком дефекте не стоит. Фланцы, как и мембраны, имеются в продаже. Процедура замены фланца такая же, как и замена мембраны, с той лишь разницей, что не нужно вытаскивать мембрану и мыть корпус бака.
На этом, пожалуй, все о техническом обслуживании и ремонте ГА. Если остались вопросы, пишите в комментариях, всегда буду рад ответить.
Спасибо за внимание
С уважение, команда АСАО